Провалы рынка

«Провалы» рынка (market failures) — обобщенный термин, принятый в западной литературе: характеристика ограниченности возможностей рынка в решении задач, стоящих перед любой экономикой (терминология не устоялась : иногда о том же пишут: «недостатки рынка», «дефекты рынка», даже «фиаско рынка»).

Объясняют его обычно от «противного»: сначала  выясняют, что есть «успех» идеализированного «чистого», конкурентного рынка: его способность достигать общего равновесия и оптимального по Парето распределения ресурсов экономики (например, так, как эта способность определяется современной теорией экономического благосостояния). А затем говорят: все, что не обеспечивает этой способности, является несовершенством  или дефектом рынка. К таким проявлениям можно отнести, следовательно, монополию и сговор производителей, , разного рода внешние экономические эффекты и т.п. проявления неэффективности рыночного ме­ханизма, влияющие на результаты деятельности фирм. Иными словами, дефект рыночного ре­гулирования это ситуация, ког­да рыночная конкуренция — как того следовало бы ожидать — не ведет к экономическому оптимуму

Дело в том, что рынок действительно может многое, но он не всесилен. Да, если изобретатель создаст новый продукт, нужный людям, то рынок  поможет ему, доведет продукт до потребителей. Если кто-то из производителей вздумает завысить цену на свой товар, рассчитывая получить дополнительную прибыль, рыночная конкуренция быстро заставит его поумерить  аппетиты, потому что покупатели от его товара отвернутся и перейдут к другим производителям, предлагающим более низкую цену. Если в обществе возникнет потребность в каком-то новом товаре или услуге, всегда найдется инициативный, смелый и предприимчивый человек (да не один!), который на свой страх  и риск, на свои деньги или на полученный в банке кредит (причем без всякой указки от чиновников!) организует фирму, наладит производство этого блага и предложит его потребителям…  Многое  может сделать рынок! Но не все. Есть важные для общества социально-экономические проблемы, которые рынок не способен удовлетворительно решать. Например, в угоду ценовой конкуренции производитель может предложить продукцию пониженного качества, утаив это от потребителя, и тот ее купит. Рынок не в состоянии решить проблему помощи немощным, не способным  трудиться в силу состояния здоровья, а также тем, кто по каким то причинам не сумел добиться успеха в жизни, кто живет в неблагоприятных условиях и т.д.). Не всегда рынок обеспечивает рациональное распределение и использование ресурсов (в частности, если речь идет о природных ресурсах); особенно много нареканий получает рынок со стороны той части общества, которая не признает справедливым распределение доходов, складывающееся в ходе рыночной деятельности.

В подобных ситуациях в любой, самой либеральной стране в дело вмешивается государство, заступаясь за интересы своих граждан.  Издаются так называемые антимонопольные законы, учреждаются антимонопольные службы, устанавливаются разного рода нормы и нормативы, окорачивающие аппетиты монополистов и олигополистов… Например, утверждаются в разных отраслях процентные нормы: какую часть общего производства того или иного продукта (это называется долей рынка данного продукта) вправе удерживать одна фирма, чтобы государство не считало ее монополистом (и соответственно, не облагало ее штрафами, дополнительными налогами, не использовало по  отношениючестваю к ней другие антимонопольные инструменты). Во многих странах действуют системы государственных стандартов качества продукции (особенно продуктов питания). Впрочем, в последнем случае полезно учитывать, что и в системе централизованного планирования и управления социалистические предприятия, для которых снижение себестоимости было главным критерием оценки, ради него всегда жертвовали качеством своей продукции, и этому точно также пытались противодействовать государственные стандарты.Тут обе системы находятся в равных условиях