Естественная монополия

   Естественная монополия [na­tural monopoly] — 1. «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства)». ( Федеральный закон « О естественных монополиях», статья 3). Товары (услуги) естественной монополии имеют устойчивый спрос независимо от  изменений цены, даже значительных, поскольку эти товары оказывается невозможным заменить другими (пример: система электроснабжения города). 2. Собственно, отрасль, фирма, находящиеся в такой ситуации.

 В условиях Е.м. производство продукции одной фирмой при любом выпуске выгодней, чем производство двумя или более фирмами.

 Иными словами, оптимальный размер фирмы настолько велик относительно рынка, на котором она действует, что для других фирм на этом рынке не остается места и она может удовлетворить спрос на данный продукт с затратами меньшими, чем если бы на рынке действовали  две или более фирм. Новичкам просто нерентабельно вступать в  рынок такого товара. (Но, конечно, научно-технический прогресс в некоторых условиях может и разрушить естественную монополию).

 Закон «О естественных монополиях» предусматривает ценовые ограничения ( установление цен и тарифов или их предельного уровня), определение потребностей, подлежащих обязательному удовлетворению и  (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности полного удовлетворения потребностей в  товаре, производимом естественной монополией. Через органы регулирования, наделенные высокими полномочиями (федеральные комиссии), Законом регулируется деятельность субъектов естественной монополии в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов,, а также газа по  трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных  терминалов, портов, аэропортов; услуги  почтовой связи.