Деловые игры

Деловые игры [business games, gaming] (то же: хозяйственные, иногда — экономические игры) — метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных ситуациях путем игры по заданным правилам — группы людей или человека и ЭВМ. Участник игры принимает решения, опираясь на предоставляемую ему специально подготовленную информацию: исходную в начале игры и последующую, которая возникает в процессе игры в результате принятия тех или иных решений всеми участниками. При этом каждый участник стремится к выигрышу, т.е. к лучшему результату своих действий.

Основой игры является экономико-математическая мо­дель изучаемого процесса: саму игру также можно рассматривать как некоторое упрощенное воспроизведение реальной хозяйственной ситуации или процесса, т.е. их модель. Она используется тогда, когда для данной ситуации или процесса не удается построить полностью формализованную имитационную модель, которую можно было бы «проиграть» непосредственно на компьютере (см. Машинная имитация). Обычно в Д.и. удается формализовать лишь часть компонентов модели; эти формально описанные элементы рассчитываются либо вручную — по таблицам, путем бросания игральной кости,  либо  с  помощью ЭВМ. При этом участники игры моделируют действия управленческого персонала, а фор­мальные компоненты — поведение управляемой системы и среды, в которой она функционирует. Анализ полученных в результате игры многочисленных вариантов плана позволяет выработать наилучший, оптимальный. Анализ поз­воляет также определить качество принимаемых участниками решений, т.е. их компетентность, решительность или нерешительность, склонность или несклонность к производственному риску и т.д.  Поведение участников может имитировать рыночную конкуренцию, кругооборот финансовых средств и даже взаимоотношения между предпринимателями и рабочими, объединенными в некий «профсоюз».

Д.и. используются: а) при обучении и отборе хозяйственных руководителей разного ранга (в том числе и при обучении студентов в вузах); б) при коллективной выработке управленческих решений и, наконец, в) в исследовательских целях — для изучения некоторых сторон экономического поведения людей (реакции на те или иные организационные формы управления, меры поощрения или взыскания). Пример игры см. в статье Олигопольные эксперименты.